Период
Все
« Вернуться к списку

Основа дальнейшего развития - объединение навигационных систем всех стран!

Александр Гурко выступил на Международном навигационном форуме «Навитех-2017»с докладом «Спутниковая навигация как глобальная технология для локальных рынков» и модерировал Пленарную сессию «Глобальное навигационное пространство».

В своем выступлении он отметил, что «с каждым годом растёт количество приложений и областей применения навигационных спутниковых сервисов.

Рынок сервисов на основе навигационной информации уже через несколько лет будет оцениваться в десятки миллиардов долларов. Самыми перспективными рынками для навигации сейчас являются транспортная отрасль, сельское хозяйство, indoor-навигация и беспилотные навигационные системы.

Такие инфраструктурные проекты, как ЭРА-ГЛОНАСС, Платон и другие и их консолидация, развитие единого навигационного пространства и технологий (V2X, LTE, LBS, ADAS), а также новые бизнес-модели (PAYD, PHYD, sharing economy, on-demand) и потребительские онлайн сервисы на основе позиционирования способствуют развитию рынка спутниковой навигации, которая является неотъемлемой частью цифровой экономики России.

Однако ряд проблем, таких как отставание от нормативной базы и стандартизации процессов сбора, обработки и предоставления данных, полученных от навигационно- информационных систем и отсутствие финансирования навигационных проектов со стороны институтов развития тормозят развитие рынка и снижают конкурентоспособность российских компаний в условиях усиления  GNSS 4+ конкуренции  в навигационном приемнике с развитием собственных спутниковых навигационных систем в таких странах как Индия, Китай и Япония. В настоящий момент ведутся переговоры о разработке и дальнейшем производстве совестного чипа. Однако, без активной поддержки государства и институтов развития невозможно обеспечить конкурентоспособность российских компаний. Одним из вариантов усиления российских позиций может стать создание специализированного инвестиционного фонда для реализации навигационных проектов, который мы сейчас обсуждаем совместно с ВЭБ .

Примером успешной реализации навигационного проекта в России стала ЭРА-ГЛОНАСС. За 8 лет исключительно усилиями российских компаний удалось реализовать системообразующий проект российского навигационного рынка, который ляжет в основу дальнейшего развития инновационных сервисов и технологий, таких как транспортная телематика. Российская сервисная информационно-навигационная система-это сетевая инфраструктура, в рамках которой обеспечивается сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между элементами экосистемы телепатических транспортных средств.

При разработке платформы мы рассматриваем 4 уровня, первый из которых уровень оборудования, на котором представлены смартфоны, штатное и дополнительное автомобильное оборудование, а также технологии взаимодействия ТС с другими участниками движения и инфраструктурой. Второй уровень-это производители платформ, которые сейчас активно представлены ведущими международными компаниями. Третий уровень -это сервис и контент- провайдеры, представляющие конечным потребителям страховые, навигационные, развлекательные и прочие сервисы, ну и самый высокий уровень - это государственный, который представлен надзорному- управляющими органами власти, призванными осуществлять контроль и управление транспортом и инфраструктурой. Система является связующим звеном между всеми уровнями.

Во исполнение поручений заместителя председателя правительства А.В. Дворковича был сформирован проектный консорциум российских предприятий на базе НП с участием НТИ. Разработан план мероприятий в целях создания и внедрения современных ИТС в РФ, который был представлен в Правительство РФ, одобрен членами МРГ при Минпромторге РФ и согласован с Минкомсвязи России, МЧС России и ЦБ России.

Консолидация и развитие на базе госсистем Платон и ЭРА -ГЛОНАСС будет способствовать дальнейшему развитию транспортных сервисов во всех сегментах автомобильного рынка.

НП ГЛОНАСС образован крупнейшими российскими компаниями в сфере IT и телеком, производителями ОЕМ-оборудования, сервис-провайдерами, ведущими центрами исследований и разработок и системными операторами. Основными задачами партнёрства являются совершенствование законодательной базы, консолидация усилий государства и бизнеса и создание экосистемы компаний, использующих технологии ГЛОНАСС.

Необходимо отметить ещё один сегмент рынка, который не может существовать без навигационно- информационных систем. Это рынок беспилотных авиационных систем (БАС), который активно растёт и развивается в России и во всем мире. Так ещё в 2015 продажи БАС составляли 4 млн единиц, а в 2025 составят 100 млн. Стоит также отметить, что наибольший потенциал роста имеет рынок гражданских и коммерческих применений, который уже к 2020 обгонит по объёму рынок обеспечения безопасности.

В России уже в третий раз проходит открытый чемпионат "Кубок чемпионов по дрон-рейсингу", призовой фонд которого составит 500 000 рублей. В этом году впервые в мире длина трассы составит 500 метров. Также обеспечивается HD трансляция.

Ежегодно мы составляем прогноз ожидаемых событий российского навигационного рынка. К сожалению, не все прогнозы, которые были представлены в прошлом году сбылись. В частности, так и не произошло объединение систем ЭРА -ГЛОНАСС и Платон, а также не начали предоставлять коммерческие сервисы на базе ЭРА ГЛОНАСС, однако уже ведётся активная работа рабочих групп в рамках НТИ и разрабатывается система управления трафиком и контроля применения малых БАС. Также ведутся переговоры по совместным проектам в сфере навигационной деятельности в формате БРИКС/ШОС.

В следующем году российский рынок продемонстрирует усиление тенденции развитие проектов, начатых в прошлом году. Также можно ожидать запуск пилотных зон для тестирования беспилотного транспорта, а также увидеть массовое внедрение сервисов на основе навигационных данных и connectivity.

И основой дальнейшего развития должно стать объединение навигационных систем всех стран!»