Skip to Content

Навигационный рынок

Изначально спутниковая навигация развивалась в интересах военных применений. Сегодня навигационные технологии применяются в 3,5 млрд. устройствах различного назначения по всему миру.

Первые гражданские технологии, использующие сигналы глобальных навигационных спутниковых систем, появились на рынке в 1980 гг. Это были решения для авиации и судоходства. В 1990 гг. спутниковая навигация расширила свое применение в геодезии, картографии, кадастре, строительстве. К началу 2000 гг. навигационный рынок получил статус глобального, но оставался незначительным по объемам и применялся в узкопрофессиональной нише.

Стартом массового навигационного рынка стало снятие США селективного доступа («зашумления» сигнала) системы GPS 2 мая 2000 года. В это же время значительно (до 10 м) повысилась точность навигационных услуг для гражданских потребителей всего мира. Качественный скачок потребительской ценности спутниковой навигации привлек приток частных инвестиций в разработку новых навигационных приложений, чипов, оборудования, сервисов, а также связанных технологических сегментов, в первую очередь цифровой картографии.

Благодаря развитию технологий и росту масштабов рынка произошло снижение стоимости навигационного оборудования и решений, что сделало их доступным для новых категорий потребителей – начался экспоненциальный рост рынка и его сегментация: навигационные чипы, оборудование, системы, решения и услуги.

В настоящее время глобальное покрытие сигналом по всему миру обеспечивают две спутниковые навигационные системы: ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США).

Глобальные спутниковые навигационные системы

  • ГЛОНАСС: российская ГНСС, которая с 2011 года обеспечивает глобальное покрытие.
  • GPS:  первая ГНСС, управляемая Министерством обороны США, была запущена в эксплуатацию в 1995 году. 

Региональные спутниковые навигационные системы

  • Galileo: Европейская спутниковая навигационная система гражданского назначения, по плану развития которой планируется глобальное покрытие к 2018 году.
  • BeiDou: Китайская спутниковая навигационная система, которая была запущена в 2000 году, оперируется Китайской канцелярией по спутниковой навигации (CSNO). К 2020 году планируется глобальное покрытие сигналом.
  • IRNSS: Индийская спутниковая навигационная система, которая в соответствии с планом развития будет иметь региональное покрытие к 2016 году.
  • QZSS: Японская спутниковая навигационная система, которая в соответствии с планом развития будет иметь региональное покрытие к 2017 году. 

SBAS - Space Based Augmentation System («Уточняющие» системы космического базирования): система WAAS (Wide Area Augmentation System) - для территории Северной Америки, система EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Services) - для территории Европы, и система MSAS - для территории Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии.

ГЛОНАСС является мировым технологическим стандартом: более 50% навигационных устройств используют ГЛОНАСС.

К 2020 году в мире будет 8 миллиардов навигационных устройств. Границы сегментов рынка продолжать размываться вследствие конвергенции информационных, навигационных и коммуникационных технологий, оборудования и услуг. Следует ожидать инновационного бума в навигации – появления множества новых продуктов, поскольку навигационный рынок находится на стыке 4-х глобальных высокотехнологичных отраслей, которые сами сегодня переживают этап инновационного роста: информационных технологий, телекоммуникаций, автомобилестроения и микроэлектроники.

Данные: Еврокомиссия, март 2015

 

Новые технологические драйверы мирового навигационного рынка:

  • капитализация возможностей «подключенного автомобиля» (Connected Car): информационные, безопасности, платежные, страховые, технической поддержки и другие сервисы;
  • развитие технологий V2X – информационного обмена «автомобиль-автомобиль» V2V, «автомобиль-инфраструктура» V2I, «автомобиль-человек» V2P;
  • развитие навигационных технологий в интересах автономных транспортных средств (робомобили, БПЛА) и роботов;
  • технологии (оборудование и сервисы) единой навигации для потребителя: спутниковой, инерциальной, внутри помещений;
  • технологии навигации повышенной точности и гарантированной надежности.

 

Основным драйвером развития российского навигационного рынка является коммерциализация инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» в части оборудования и сервисов. На базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» должна быть создана единая национальная защищенная навигационно-информационная платформа, обслуживающая интересы федеральных, ведомственных и региональных систем, российского и зарубежного бизнеса. Для решения этой задачи создано 100% государственное АО «ГЛОНАСС».

Дополнительными драйверами масштабирования навигационного рынка и развития навигационных технологий ГЛОНАСС на ближайшие годы станут: программа оснащения транспорта приборами контроля режима труда и отдыха водителей (тахографами), создание системы возмещения ущерба федеральным дорогам большегрузным транспортом, интеллектуальных транспортных систем.

Еще одно направление развития – экспорт решений «ЭРА-ГЛОНАСС» и технологий ГЛОНАСС за рубеж, в первую очередь, в страны Евразийского Экономического Союза, ШОС и БРИКС.