Период
Все
« Вернуться к списку

Навигационный рынок – перспективы развития технологий ГЛОНАСС

26 июня 2015 г. в Москве состоялся круглый стол на тему «Проблемы развития экономически эффективных и  перспективных технологий в космической отрасли», организатор мероприятия Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 
 
В круглом столе приняли участие Урличич Юрий Матэвич – заместитель Руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Коптев Юрий Николаевич – Председатель научно-технического совета Федерального космического агентства, Моисеев Николай Федорович – заместитель председателя научно-технического совета Федерального космического агентства, Дедус Федор Флоренцевич – заместитель генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», Непоклонов Виктор Борисович – заместитель исполнительного директора Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» (далее – Ассоциация) и другие представители промышленных и научных организаций, академического сообщества. 
 
В совместном докладе Ассоциации, АО «ИСС им. Академика М.Ф.Решетнева» и МИИГАиК, Виктор Борисович подчеркнул, что практически все критически важные отрасли экономики используют спутниковые навигационные технологии и, соответственно, становятся зависимыми от работоспособности глобальных навигационных спутниковых систем. Успех в этой гонке определяется сбалансированным развитием сегментов средств координатно-временного и навигационного обеспечения, при этом развитие отрасли сталкивается с целым рядом технических, организационных и финансовых проблем. 
 
Виктор Борисович, акцентировал внимание участников круглого стола на следующих направлениях экономически эффективных и  перспективных технологий для развития космической отрасли:
1. Поддержание и развитие системы ГЛОНАСС, которое требует уже сегодня разработки  новой ФЦП на 2021 -2030 годы, в которой наряду с задачами поддержания и развития системы ГЛОНАСС,  должны решаться задачи интеграции навигационных и информационно-телекоммуникационных систем, создания новых областей применения навигационных технологий, создание систем с новыми потребительскими свойствами. 
Также необходимо развивать направление спутниковой навигации космических аппаратов (КА), которое позволит оптимизировать наземную инфраструктуру. В тоже время спутниковая навигация актуальна для космических аппаратов, которые слабо обеспечены радиотехническими средствами сопровождения и управления. Решение этих задач имеет существенное значение для обеспечения обороноспособности и экономики страны.
2.Рынок высокоточного позиционирования, слабо представлен на российском рынке и, как правило, зарубежными образцами. Переломить эту ситуацию могут российские разработки в сфере высокоточного позиционирования PPP (Precise Point Positioning). Основным преимуществом глобальной системы высокоточной навигации с технологией PPP является возможность работы в регионах с неразвитой наземной инфраструктурой связи или в условиях полного ее отсутствия. 
3. Навигационно – информационные системы.
Опыт проведения работ по созданию навигационно-информационных систем различного назначения показал наличие общих проблем как организационно-правового, так и нормативно-технического  характера. При поверхностном взгляде на систему навигационного законодательства хотя бы на уровне федеральных законов выявляются большие "белые пятна".  Основной сегмент  КВНО – сегмент формирования искусственных навигационных полей  -  практически не охвачен нормативным регулированием на уровне законов и подзаконных актов. В первую очередь, не охвачена система ГЛОНАСС, являющаяся в настоящее время технической основой КВНО РФ.
4. Координатно-временное и навигационное обеспечение Российской Федерации развивается. При этом организационные и технические подходы остались на уровне 2000-х годов, когда отрасль только возрождалась. Такая ситуация тормозит развитие отрасли.     
Поэтому для исправления существующей ситуации, обеспечения сбалансированного развития всех средств координатно-временного и навигационного обеспечения как составной части государственной инфраструктуры, сохранения системы ГЛОНАСС как одного из основных элементов мировой навигационной инфраструктуры, целесообразно на государственном уровне проработать вопрос о создании в структуре Правительства Российской Федерации соответствующего координирующего органа.
 
По итогам проведенного мероприятия организаторами будут подготовлены и сформированы предложения по экономически эффективным и  перспективным технологиям космической отрасли для Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.