Период
Все
« Вернуться к списку

Интервью Президента НП "ГЛОНАСС" Александра Гурко в эфире «Ъ FM»

Что представляет собой ГЛОНАСС сегодня? Успешный ли это проект? Можно ли говорить о том, что российская спутниковая навигационная система стала одним из центральных игроков на мировом рынке? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил президент некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко в рамках программы «Действующие лица».

 

«2,5 млрд пользователей применяют систему ГЛОНАСС/GPS»

Александр Гурко о том, сколько людей пользуются ГЛОНАСС: «Мало кто знает о том, что с 2011 года во всех смартфонах разных производителей, включая Apple, Samsung и другие, присутствует двусистемный навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS. То есть уже с 2011 года 2,5 млрд пользователей на самом деле применяют ГЛОНАСС-технологии в своих приемниках, в своих телефонах, смартфонах. Это не требование, просто в свое время производители чипсетов, навигационных приемников, ведущие компании, мировые лидеры в области микроэлектроники, разработали двусистемный приемник ГЛОНАСС/GPS, и с 2011 года во всех смартфонах, там, где есть функция навигации, везде используется ГЛОНАСС/GPS — и ГЛОНАСС, и GPS. То есть телефон работает по двум группировкам, по двум системам. Две системы работают лучше, чем одна, и для того, чтобы улучшить точность позиционирования, надежность позиционирования, особенно в городской застройке, очень важно, чтобы приемник, который в телефон встроен, видел две группировки. Четыре аппарата нужно для позиционирования, и в данном случае приемник захватывает четыре любых аппарата, например, два GPS, два ГЛОНАСС в любой пропорции».

О требованиях Таможенного союза к автомобилям: «Есть требование технического регламента Таможенного союза, касающееся автомобилей: с этого года автомобили при одобрении типа, то есть новые модели, должны иметь на борту систему экстренного реагирования на основе ГЛОНАСС. И уже 11 моделей в этом году будет сертифицировано, первая модель, Lada Vesta, получила сертификат две недели назад. И начиная с 2017 года все новые автомобили, продаваемые на территории Таможенного союза, включая Россию, должны иметь на борту систему экстренного реагирования. Аналогичная система в обязательном порядке вводится в Европе с 2018 года. За это проголосовал Европарламент в апреле этого года. Все новые приемники, все новые устройства работают со всеми доступными группировками. Их скоро будет четыре — ГЛОНАСС, GPS, активно развиваются китайская система «Бэйдоу» и европейская система Galileo».

О приложениях, в которых используется ГЛОНАСС: «Действительно, навигационных приложений, в том числе на основе ГЛОНАСС, очень много. Есть профессиональные приложения для управления, например, экипажем скорой помощи, для того, чтобы выбирать ближайший экипаж и уменьшить время реагирования на вызов. Есть приложение по управлению мобильными нарядами внутренних дел МВД. Тот же принцип: выбирается ближайший экипаж, и таким образом уменьшается время реагирования. Также с точки зрения профилактики ДТП появляются новые продукты для страховых компаний, которые сейчас выходят на рынок, так называемое умное страхование, когда страхователь добровольно ставит устройство на автомобиль, и отслеживается стиль вождения, манера вождения человека, и формируется индивидуальный тарифный план, который зависит от того, как вы водите, как вы резко входите в повороты, как вы ускоряетесь, как вы нарушаете, не нарушаете правила дорожного движения и так далее. И с учетом последнего подорожания КАСКО для многих очень актуален такой индивидуальный подход. И для страховых компаний такие продукты очень интересны, потому что они позволяют проводить селекцию страхователей, то есть люди, которые добросовестно и хорошо водят машину, идут на такие услуги, потому что это возможность сделать поменьше затраты на КАСКО. И косвенно это, естественно, служит профилактикой ДТП».

 

«Мы сравняемся по показателям точности с GPS»

Александр Гурко о планах по развитию ГЛОНАСС: «В рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС планируется улучшение точностных характеристик до 2020 года. В итоге реализации этой программы мы сравняемся по показателям с GPS, при создании подсистемы высокоточного позиционирования можем и улучшить наши показатели. Есть некоторые технические особенности у наших систем. В данном случае многое зависит от стандартов частоты, по сути от качества часов, которые используются на борту. Эта работа ведется российскими институтами. Все-таки для гражданского применения эта разница незначительная. Система ГЛОНАСС полностью развернута, обеспечена инфраструктурой. Идет совершенствование наземного комплекса управления, но это бесконечный процесс. В целом за саму группировку отвечает Федеральное космическое агентство, которое преобразовано сейчас в госкорпорацию Роскосмос. Они со своими функциями хорошо справляются: система развивается и признана мировым сообществом уже как стандарт в этой области. Этой технологией добровольно пользуются тысячи компаний».

О беспилотном транспорте: «Тренд в области автомобилестроения – это развитие именно беспилотного транспорта. Очень много интересных концепций, когда беспилотные автомобили меняются с дронами, выполняют совместные задачи. Сейчас тема беспилотного транпорта, воздушного, наземного и водного, очень активно развивается, в том числе и в России. При Агенстстве стратегических инициатив существует Национальная технологическая инициатива и созданы группы Autonet, MariNet и другие, которые занимаются прорывными направлениями в области экспортно-ориентированных технологий. В частности, подгруппа Autonet занимается беспилотным транспортом, ее лидером является КАМАЗ. В рамках инициатив КАМАЗа планируется проектирование беспилотного автомобиля, его прототип уже создан, проходит испытания на полигоне. В мире сейчас развиваются очень активно именно беспилотные грузовые автомобили. В Сингапуре, например, реализуется большой проект по беспилотному пассажирскому транспорту. К 2020 году Сингапур планирует перейти на 50-70% на его использование. Новые концепции использования автомобилей меняют отрасль управления дорожным движением, дорожным строительством, законодательство. Для беспилотника не надо строить широкие дороги, делать большие мостовые переходы. В целом эксперты в этой отрасли отмечают, что технологии уже полностью готовы для создания беспилотного транспорта, но сильно отстает нормативная база. Не только в России, но и во всем мире это сейчас главный вопрос».

 

«Дело не в новых технологиях, а в объеме рынка сбыта»

Александр Гурко о перспективах импортозамещения в области электроники в России: «Я бы не так оптимистично высказывался даже по поводу программного обеспечения, потому что в любом случае наши программисты пишут на языках, которые созданы и разработаны не в России. Программное обеспечение в России создается достаточно качественное, особенно если речь идет об уникальных продуктах. И мы знаем случаи конкурентоспособности наших компаний, которые разрабатывают программное обеспечение, и на зарубежных рынках. С микроэлектроникой действительно в этом смысле все гораздо хуже — мы сильно отстали в области развития технологий, но дело в данном случае не столько в технологиях, сколько все-таки в объеме рынка сбыта, потому что многие годы происходила консолидация производственных компаний вокруг крупных заводов, и сейчас большинство мировых лидеров дизайн-центров, это касается и телефонов, и микросхем, размещают заказы на четырех-пяти заводах, которые расположены на Тайване, в Китае, Корее. И эти заводы производит миллиарды чипов в год, работая на весь мировой рынок.

Поэтому в России создать заводы гражданского назначения, воссоздать российскую микроэлектронику или, скорее, создать российскую электронику, достаточно сложно, в том числе и по причине недостаточного эффекта масштаба для таких производств. В современных технологиях в области микроэлектроники, конечно, экспортировать нам сложно. Просто это долгий путь, то есть это требует очень много профессиональной работы и определения приоритетов по различным направлениям микроэлектроники и требует большого, конечно, времени. И развивать в первую очередь нужно дизайн-центры, а не заводы, то есть те компании, которые способны делать конечные изделия и которые понимают рынок, понимают технологии и через какое-то время смогут сформировать требования и к производству на территории России, понимая объемы рынка, требования к продукции. То есть это такой длинный путь с очень профессиональным менеджментом».

О влиянии санкций на развитие микроэлектроники: «Если говорить о потребительских устройствах, то там в любом случае, к сожалению, пока элементная база вся импортная, а программное обеспечение и в целом дизайн часто российский. То есть Россия — один из самых развитых рынков в области применения навигации для профессиональных задач, для управления транспортом, для высокоточного позиционирования, поэтому в части именно готовых изделий у нас рынок очень развит, но, к сожалению, комплектующие все импортные.

Санкции полезны, потому что они заставляют двигаться и ускорять какие-то процессы импортозамещения там, где это возможно в разумное время. Но крайне важно подходить к этому процессу действительно профессионально, то есть нельзя заниматься шапкозакидательством и заявлять, что мы в течение полугода, года сейчас все импортозаместим. И более того, многие вещи все-таки не надо замещать. Необходимо выработать приоритеты для того, чтобы в разумные сроки достичь успеха».

КоммерсантЪ FM

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2837943